понедельник, 26 сентября 2011 г.

Интересная дорога в детский сад

Дети утром любят ходить неторопливо, по-хозяйски осматривая мир, который едва изменился за ночь. У них совсем другой счет времени, и то, что для нас - только дорога, в детском воображении может превратиться в большое путешествие. Скажите ребенку, что сегодня вы - исследователи (туристы, путешественники, экстремалы) и ваше задание - невредимыми добраться до намеченной цели. А следовательно, вам необходимо быть очень внимательными: разглядеть - отметить - преодолеть все опасности, все ловушки и капканы, которые встретятся дорогой. Такое мероприятие мигом разбудит детское воображение, и ребенок уже не просто будет идти рядом, оглядываясь по сторонам, но и будет думать, охотно отвечать на ваши вопросы, ставить свои.


Вариант 1 - приключенческий. Вы можете распределить роли: малыш - опытный путешественник, а вы - новичок. Новички ничего толком не знают и обычно все путают. За ними нужно пристально следить! Малыш с удовольствием возьмет над вами шефство, будет предупреждать, будет следить, будет опекать. Он будет чувствовать себя важным и нужным человеком, без которого вам не обойтись (а это и приятно, и полезно: научиться отвечать за кого-то). Когда необходимо переходить дорогу, "ошибочно" вы направитесь не к "зебре" (или к подземному переходу), попробуйте обойти автобус спереди. Если ребенок присоединяется к вашим ошибочным действиям, то вы теперь наверняка знаете, на что следует обратить внимание в ближайшее время, изучая технику безопасности.
Вы можете идти совсем другим, необычным путем (новым маршрутом). Ребенок научится ориентироваться в пространстве, искать знакомые ориентиры, останавливаться и наблюдать, чтобы не заблудиться. (Дорогу из детского садика делать разной - это еще и полезно: ребенок должен знать дорогу домой, даже не одну.)
А если вы еще и назначите его главным в вашей паре, а сами превратитесь в новичка, который впервые идет этим маршрутом, обучение и закрепление правил безопасности будет происходить еще быстрее.
Вариант 2 - ситуативный. Вы просто пользуетесь ситуацией, попутным случаем для того, чтобы выучить или повторить с ребенком всевозможные правила безопасности. Сразу все правила изучать и повторять их, конечно, не стоит, действуйте в зависимости от обстоятельств. Вот бежит собачка - вы вспомнили, обговорили-повторили, можно ли махать палкой перед носом собаки. Проходите мимо неизвестной огромной лужи - измерьте палкой ее глубину (смотри, под водой какая глубокая яма, можно очень просто провалиться!). Подошли к дороге: "Дай мне руку, я что-то забыла, как необходимо через дорогу переходить.". Малыш увидел на доме знакомую цифру: "Четыре"! - кричит. - "Правильно. А у нас какой номер дома? А улица"? Детвора - народ импульсный, воспользуйтесь и этим. Вы идете через скверик, и ребенок вдруг делает прыжок в сторону и лезет на дерево. Причем не обращает внимание на то, что нижние ветки подозрительно тонки или сухи. Взамен, чтобы кричать: "нельзя! Ты куда полез"?! - ухватитесь сами за сухую ветку. Пусть увидит, как она сломается, как вы упадете на землю. И пусть это будет немножко преднамеренно, но маленький человек увидит наглядно, чем опасны сухие ветки, почему сначала следует подумать, как подстраховаться. Не пытайтесь сделать (и выучить) все сразу. Если малышу поднадоела ваша игра - не навязывайте. Ежедневно, понемногу, "цепляйтесь" за случай - и результаты не заставят себя долго ожидать.
Играйте. Обращайте внимание на то, что ребенок НЕ знает. Чтобы поупражняться в следующий раз.

Что необходимо знать ребенку - путешественнику :
• свой адрес;
• домашний номер телефона;
• номера телефонов мамы и папы;
• как переходить дорогу;
• как не упасть в яму и как преодолевать другие препятствия;
• как позвать на помощь.
Почему нельзя:
• садиться в машину без родителей;
• уходить с незнакомым человеком;
• брать у незнакомцев лакомства;
• ходить безлюдной дорогой, даже если это ближе, чем в обход.
Чем опасны:
• канализационные люки;
• железные ограждения с острыми пиками наверху;
• строительства;
• бомжи, алкоголики и другие сомнительные личности;
• темные улицы;
• вода подо льдом.
Как вести себя:
• во время встречи с животными;
• если ты потерялся;
• к кому можно и к кому нельзя обратиться (не к любому прохожему, лучше подойти к киоску, где несколько продавцов, к милиционеру);
• если к тебе цепляются (необходимо кричать: "Нет, ты не мой папа, нет"!, "Не трогай меня, ты чужой.. я с тобой не пойду!. "Нет"!, "Нет, ты не мой брат! (сестра, мама, дедушка..)".
Этот перечень вы можете дополнять и расширять. Вы можете завести тетрадь (или файл в компьютере) и отмечать в нем, что изучено, что повторено, что еще надлежит выучить.
Как вы уже поняли, так можно играть (и заниматься) не только по дороге в детский сад.
Отправляясь путешествовать в незнакомое место, вам необходимо договориться:
• Если потерялся (например в большом магазине), стой на месте и ожидай: я тебя обязательно найду. С ребенком старшего возраста вы можете заранее выяснить, где вам встретиться, если вдруг потеряетесь. Просто, заходя в магазин (или в кинотеатр, или в торговый, игровой центр), обратите внимание: "Вот главный вход, у этих дверей.", "Посмотри: в центре зала фонтан, если что-то случится - ожидай меня именно здесь."
• Не верь, если незнакомый человек скажет: "Пойдем со мной, вон там тебя мама ожидает, я отведу." С ним можно пойти? А если скажет, что "мама приказала"?
Проигрывайте заранее разные ситуации, в которые может попасть ребенок. Вооруженный таким опытом, он не испугается, не растеряется. Он сможет вести себя грамотно.
Давно отмечено: чем больше вариантов неприятностей изучены - тем меньше встретится их в жизни ребенка.
Обычно дети обижаются, когда мама повторяет им одно и то же постоянно. Ежедневно одно и то же : "На люки не наступай, из двора не выбегай.". Мама сама уже видит, что эти повторения не на пользу, ребенок считает, что они его унижают, и, возможно, в какой-то момент он умышленно сделает именно так, как нельзя.
А ведь так просто сделать эти правила интересными:
• вместе придумать "песенку безопасности";
• сделать так, чтобы малыш сам эти правила рассказывал маме;
• попросить его повторить эти правила кому-нибудь из младших детей;
• нарисовать картинки-правила и повесить их на холодильнике (или отнести в детский сад на выставку);
• существуют много других вариантов, которые способны придумать родители вместе с ребенком.
Мини - тест на "стойкость к потере"
Важно не только научить, но и убедиться в том, что ребенок все это запомнил и может вести себя в соответствии с изученными правилами.
"Потеряйтесь" в магазине и понаблюдайте, как малыш будет вести себя. Не доводите, конечно, его до отчаяния и, если видите, что совсем растерялся, срочно "найдитесь". Но в идеале ребенок должен сделать все, чему научился от вас : не бегать, не паниковать, а отойти в сторону (но не идти от этого места далеко) - стоять и ожидать. Или (если ребенок старше шести лет) сориентироваться и подойти к месту встречи, о котором вы заранее договорились. И также ждать.
Хорошо, чтобы у него был мобильный телефон, но и, кроме этого, чтобы он знал свой и ваш номер наизусть - если, потеряв телефон, придется звонить по телефону из чужого.
Проверьте, как реагирует малыш на уговаривание посторонних людей. Можете даже заранее договориться с кем-то (кого ребенок не знает), чтобы чужой человек (добрый, симпатичный, такой, который располагает к себе) обольщал его, пытаясь отвести куда-то.
Совет. Не прячьтесь длительное время. И не проводите сразу две проверки (и теряться самой, и тетенек насылать). Ваше задание - не испугать ребенка, а научить его на практике пользоваться усвоенными знаниями. Не пройдя "тестирования" (закалка на прочность), ребенок может сильно испугаться и запаниковать. А вот маленький стресс (и маленький первый испуг, который он сумеет победить, когда поймет, что мама потерялась, а он остался в одиночестве) только пойдет на пользу.

Если ребенок сделал все правильно - оцените это должным образом, наградите, расскажите, вернувшись домой, как мужественно он себя вел. Как правильно он себя вёл! Это мгновение победы над страхом поможет ребенку выйти победителем и из более сложной ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий