среда, 23 ноября 2011 г.

Движение это жизнь!


Как часто родители, порой даже сознательно, ограничивают подвижность ребёнка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужасно перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одежда. И как часто гордостью семьи становятся инертные, тихие дети, которых только по недоразумению именуют «воспитанными». А руки взрослого торопятся выполнить то, что намеревался сделать сам: застегивают пуговицы, одевают, достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему роль пассивного наблюдателя. И всё под предлогом заботы: «Он маленький, слабенький, может поскользнуться, упасть», а нередко проявляют и нетерпение: «Он слишком медленно одевается, а мы спешим». В результате такие родители упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям сравнительно легко. И ребята отстают от сверстников, становятся пассивными, чаще болеют.


            Движение не только укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает мелкую моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.
            Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребёнка тихими настольными играми, то, естественно он и будет малоподвижным.
            Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать у дошкольников, ходьба, бег, лазание, метание.
            Навык ходьбы приобретается не сразу. Дело не только в слабо развитой мускулатуре, но и в особенностях пропорций тела ребёнка. У малыша длинное туловище, тяжелая большая голова и короткие ноги. Поэтому центр тяжести тела выше, чем у взрослого, что делает его менее устойчивым. Ребёнку приходится широко расставлять ноги, делать короткие шажки, семенить, раскачиваться из стороны в сторону. Это препятствует чёткости движений, мешает сохранять постоянный темп ходьбы. Для совершенствования навыков ходьбы в занятия с детьми следует включать такие упражнения: хождение по уменьшенной площади опоры (например, по доске, между меловыми чертами, проведенными на полу); перешагивание через низкие препятствия: кубик, палочку, верёвку, лежащую на полу; перешагивание через палочку, поднятую на высоту 5-15 см. В 5,5-6 лет моно включать ходьбу по 30-35 минут. В этом возрасте дети должны научиться преодолевать простейшие препятствия, переходить через канаву по доске, перешагивать через ручеек, подниматься на пригорок.
            Бег у трехлетнего ребенка просто ускоренная ходьба. У них ещё отсутствует фаза «полёта». В 3-4 года дети могут пробегать уже достаточные расстояния (20-30 м). Упражнения в беге лучше проводить в виде игры, сочетая их с прыжками, метанием, лазанием.
            Лазанье дается детям довольно трудно, поэтому при обучении нужно следить, чтоб они не утомлялись. Лазанье хорошо координирует движения, улучшает согласованность работы рук и ног, укрепляет связочный аппарат.
            В процессе развития ребенок овладевает сначала хватанием, а затем бросанием предметов. Так постепенно появляется умение метать. Метание требует особой настойчивости, способности к тонкой координации, равновесия и глазомера. Хорошо проводить упражнения в метании в виде игры. Дети любят ловить и бросать мячики, воздушные шары. С 4-5 лет они уже умеют метать в цель шишки, маленькие мячики, играть  в снежки. С 5-6 лет следует развивать не только – точность, но и силу броска, учить ребёнка правильной стойке и движению рук после броска. Хорошо обучать его метанию попеременно правой и левой рукой.
            Прыжки дети осваивают медленно, так как это требует значительной силы ног и координации движений. Необходимо научить детей правильно приземляться и удерживать равновесие после прыжка.
            Основное условие занятий с детьми – максимально возможное пребывание на свежем воздухе, разнообразные движения и, главное, хорошее настроение ребёнка.  Продолжительность занятий 3-летних детей 15-18 минут, для 4-летних 18-20 минут, а для 5-6 летних 20-25 минут. Следите за тем, чтобы одежда ребёнка соответствовала погоде, не была слишком теплой, не стесняла движений. С 3 лет можно осваивать езду на велосипеде, а с четырех ходьбу на лыжах; в 5-6 лет – катание на коньках и элементы плавания. Не забывайте и о закаливающих процедурах: воздушных ваннах, влажном обтирании, обливании и мытье ног.
            Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимов дня, достаточной продолжительность сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития ребёнка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями, ритмикой и т.д. Родителями остается следить за тем, чтобы дома,  в выходные дни, режим не отличается от установленного в детском саду и ставшего для ребёнка привычными. Если сын или дочь воспитывается дом, также надо вырабатывать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить и гулять.


Комментариев нет:

Отправить комментарий