Как часто
родители, порой даже сознательно, ограничивают подвижность ребёнка. Им кажется,
что малыш слишком шумит, их ужасно перевернутые стулья, царапины на мебели,
запачканная одежда. И как часто гордостью семьи становятся инертные, тихие
дети, которых только по недоразумению именуют «воспитанными». А руки взрослого
торопятся выполнить то, что намеревался сделать сам: застегивают пуговицы,
одевают, достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему
роль пассивного наблюдателя. И всё под предлогом заботы: «Он маленький,
слабенький, может поскользнуться, упасть», а нередко проявляют и нетерпение:
«Он слишком медленно одевается, а мы спешим». В результате такие родители
упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям
сравнительно легко. И ребята отстают от сверстников, становятся пассивными,
чаще болеют.
Движение не только укрепляет
опорно-двигательный аппарат, развивает мелкую моторику и координацию, они
обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя
нормальному росту.
Надо воспитывать у детей потребность
в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным
отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребёнка тихими настольными играми,
то, естественно он и будет малоподвижным.
Основные двигательные навыки,
которые необходимо развивать у дошкольников, ходьба, бег, лазание, метание.
Навык ходьбы приобретается не сразу.
Дело не только в слабо развитой мускулатуре, но и в особенностях пропорций тела
ребёнка. У малыша длинное туловище, тяжелая большая голова и короткие ноги.
Поэтому центр тяжести тела выше, чем у взрослого, что делает его менее
устойчивым. Ребёнку приходится широко расставлять ноги, делать короткие шажки,
семенить, раскачиваться из стороны в сторону. Это препятствует чёткости
движений, мешает сохранять постоянный темп ходьбы. Для совершенствования
навыков ходьбы в занятия с детьми следует включать такие упражнения: хождение
по уменьшенной площади опоры (например, по доске, между меловыми чертами,
проведенными на полу); перешагивание через низкие препятствия: кубик, палочку,
верёвку, лежащую на полу; перешагивание через палочку, поднятую на высоту 5-15
см. В 5,5-6 лет моно включать ходьбу по 30-35 минут. В этом возрасте дети
должны научиться преодолевать простейшие препятствия, переходить через канаву
по доске, перешагивать через ручеек, подниматься на пригорок.
Бег у трехлетнего ребенка просто
ускоренная ходьба. У них ещё отсутствует фаза «полёта». В 3-4 года дети могут
пробегать уже достаточные расстояния (20-30 м). Упражнения в беге лучше
проводить в виде игры, сочетая их с прыжками, метанием, лазанием.
Лазанье дается детям довольно
трудно, поэтому при обучении нужно следить, чтоб они не утомлялись. Лазанье
хорошо координирует движения, улучшает согласованность работы рук и ног,
укрепляет связочный аппарат.
В процессе развития ребенок
овладевает сначала хватанием, а затем бросанием предметов. Так постепенно
появляется умение метать. Метание требует особой настойчивости, способности к
тонкой координации, равновесия и глазомера. Хорошо проводить упражнения в
метании в виде игры. Дети любят ловить и бросать мячики, воздушные шары. С 4-5
лет они уже умеют метать в цель шишки, маленькие мячики, играть в снежки. С 5-6 лет следует развивать не
только – точность, но и силу броска, учить ребёнка правильной стойке и движению
рук после броска. Хорошо обучать его метанию попеременно правой и левой рукой.
Прыжки дети осваивают медленно, так
как это требует значительной силы ног и координации движений. Необходимо
научить детей правильно приземляться и удерживать равновесие после прыжка.
Основное условие занятий с детьми –
максимально возможное пребывание на свежем воздухе, разнообразные движения и,
главное, хорошее настроение ребёнка.
Продолжительность занятий 3-летних детей 15-18 минут, для 4-летних 18-20
минут, а для 5-6 летних 20-25 минут. Следите за тем, чтобы одежда ребёнка
соответствовала погоде, не была слишком теплой, не стесняла движений. С 3 лет
можно осваивать езду на велосипеде, а с четырех ходьбу на лыжах; в 5-6 лет –
катание на коньках и элементы плавания. Не забывайте и о закаливающих
процедурах: воздушных ваннах, влажном обтирании, обливании и мытье ног.
Правильное физическое воспитание в
сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимов дня, достаточной
продолжительность сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития
ребёнка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому
распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе,
занятиями, ритмикой и т.д. Родителями остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличается от
установленного в детском саду и ставшего для ребёнка привычными. Если сын или
дочь воспитывается дом, также надо вырабатывать строгий режим и следить за его
неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и
вставать, ходить и гулять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий