понедельник, 30 января 2012 г.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ГЛАЗ

Физкультминутки, которые проводят педагоги, способствуют укреп­лению склеры глаз, повышению работоспособности цилиарной мышцы, улучшению кровообращения глазного яблока, правильному формиро­ванию рефракции глаз.




Мы предлагаем использовать следующие комплексы упражнений:

Комплекс 1.

1. И. п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок; на счет 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - вернуться в и.п. - выдох. По­вторить 4-6 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.



Комплекс 2.

1. И. п. - стоя. На счет 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох; 2 - руки перевести вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2. И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 с, затем от­крыть глаза. Повторить 8-10 раз.

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону,



Комплекс 3.

1. И. п. - стоя, кисти к плечам. На счет 1 - отвести локти назад, вдох; 2 - локти вперед, выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с.

3. И. п. — стоя. На счет 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох; 3-4 - слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 6-8 раз.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд вверх - на­право, после чего вниз - налево; затем переводить взгляд по другой диагонали: вверх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в ка­ждом направлении.



Упражнение «Метка на стекле».

В классе во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок диаметром 7 см на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 с). Теперь давайте посмотрим на то (дерево, здание и т. п.), что вы видите вдали из окна (3-4 с). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять из исходных положений сидя и стоя.

Для детей с близорукостью это упражнение проводится для профи­лактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм красного цвета. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводятся 2 раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности глаза такие упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня - 5 минут и в остальные дни - 7 минут.

Для детей младшего школьного возраста можно использовать раз­личные игровые упражнения для снятия зрительного утомления.



Упражнение «Поймай зайку».

Включается фонарик и запускается «солнечный зайчик» на «прогулку». Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Упражнение продолжается 45 сек.



Упражнение «Поиграем с игрушками».

Это упражнение очень эффективно для снятия зрительного утомления. Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.

- Посмотрите, какая красивая игрушка (каждый смотрит на свою игрушку в течение 2-3 с).

- Посмотрите, какая у меня игрушка (дети в течение 2—3 с смотрят на игрушку в руках у учителя).

- А теперь опять посмотрите на свою игрушку (2-3 с). Повторить 4 раза



Гимнастику для глаз у детей старшего дошкольного возраста также можно проводить в стихотворной форме. Например:

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Упражнение «Зоркие глазки». Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

Закройте глаза. «Используя» нос, как длинную ручку, пишите или ри­суйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом слегка прикрыты.

Упражнение «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии). Вытянуть руку вперёд, посмотреть на кончик указательного пальца вытянутой руки, расположенной на уровне сред­ней линии лица. Медленно приближать палец к лицу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться». Повторить 6-8 раз.



Комплекс 1.

Упражнение «Надуваем щеки».

Наберите в щеки воздух. Погоняйте воздух во рту в разных направлениях. Затем медленно выпустите воздух. Надуть щеки - погонять воздух - выпустить. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Постукивание вокруг глаз». Встаньте или сядьте прямо. Встряхните руками, расслабьте пальцы и запястья. Легко и без напряжения постукивайте кончиками пальцев по поверхности костей, расположенных вокруг глаз. Действуйте мягкими нажатиями, продви­гаясь от носа к вискам.

Дышите глубоко, зевайте. Если вы спокойны, можете напевать впол­голоса. Затем очень мягко разгладьте область вокруг глаз.



Упражнение «Расширение поля зрения».

Оторвитесь от экрана и расслабленно посмотрите вдаль. Смотрите прямо, дышите глубоко. Поставьте указательные пальцы вертикально вверх на уровне глаз, на расстоянии 30 см от лица. Медленно разведите кисти в стороны. Почувствуйте движение рук и одновременно с этим смотрите на все, что находится в поле зрения между пальцами. Разводите руки в стороны до тех пор, пока вы сможете их видеть. Немного пошевелите пальцами и глубоко вздохните. Затем медленно верните пальцы в исходное положение.

Повторите упражнение несколько раз. Почувствуйте, как с каждым разом ваши руки раздвигаются немного дальше, и как расширяется по­ле зрения.



Упражнение «Расслабление глаз ладонями».

Лучший способ расслабить глаза - приложить к ним ладони. Этот способ был введен американским окулистом доктором Бэйтсом, автором специальной программы для профилактики глазных заболеваний.

Сядьте за стол и обопритесь на локти. Займите удобное положение. Встряхните руками и расслабьте запястья и пальцы. Потрите друг о друга ладони, пока они не станут теплыми. Зарядите руки теплом и энергией. Затем закройте глаза ладонями. Обоприте голову на руки и закройте глаза Пальцы обеих рук должны пересекаться на лбу. Поста­райтесь, чтобы руки были совершенно расслабленными и не давили на глаза. Ладони должны лежать на веках, словно купол.

Представьте себе, что тепло и энергия ваших рук оказывают цели­тельное воздействие на глаза. Почувствуйте темноту. В темноте в све­точувствительных клетках сетчатки образуется основной зрительный пигмент родопсин. Теперь ваши глаза совершенно расслаблены.



Расслабление глаз ладонями

Выходите из этого состояния постепенно. Глаза пусть остаются за­крытыми. Сначала уберите руки от глаз и почувствуйте разницу в вос­приятии освещения и температуры. А затем, когда вы будете готовы, зажмурьтесь и откройте глаза.



Комплекс 2.

Упражнение «Зевание». Выпрямитесь, потянитесь, откройте широко рот и зевайте. Можете воспроизвести какой-нибудь звук, как будто вы зеваете.

Чтобы стимулировать зевание, откройте широко рот и потрите нос пальцами обеих рук, помассируйте височно-нижнечелюстной сустав (возле ушей). Открывайте и закрывайте рот, почувствуйте движение сустава. Зевайте до слез в глазах!



Упражнение «Открываем глаза».

Согните расслабленные руки и поднимите их перед грудью, сожмите ладони в кулак. Закройте плотно глаза и сожмите губы.

Разожмите кулаки, растопырьте пальцы — ладонями кверху. Одно­временно с этим широко откройте глаза и рот.

Опять закройте ладони, глаза и рот. Снова и снова открывайте и за­крывайте их. Повторите несколько раз.



Упражнение «Тромбоны».

Сядьте прямо и займите удобное положение. Закройте правый глаз правой ладонью. Рука должна быть совершенно расслаблена, а глаз открыт. Левую руку расслабьте и вытяните перед туловищем. Посмотрите левым глазом на левую ладонь. Сконцентрируйте взгляд на линии руки, кольце или каком-нибудь другом заметном участке ладони. Теперь поднесите левую руку к левому глазу, а потом обратно. Движение должно становиться все медленнее.

Передвижение руки от глаза на исходную позицию должно проходить немного по наклонной к воображаемой прямой, продолжающей линию носа. Вы заметите, что четко видите только в течение нескольких мгновений. Не задумывайтесь об этом. Взгляд и не может так быстро перестроиться с одного расстояния на другое. Вы просто стимулируете к этому глаза. Через некоторое время выполните это упражнение для другой руки и другого глаза. Каждый раз, когда вы убираете руку от закрытого глаза, обращайте внимание, что ощущает этот глаз - то же, что другой? Видит ли этот глаз лучше?



Упражнение «Расслабление глаз ладонями»

Мероприятия, направленные на уменьшение статического напряжения опорно-двигательного аппарата

В школе приходится подолгу работать сидя, сохранять на уроке не­подвижность. Такая статическая нагрузка трудна для детей в силу осо­бенностей их физиологического развития. Хорошая выносливость к статическим нагрузкам появляется лишь к 21 году.

Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, которые возникают во время движения и вос­принимаются нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зритель­ными и слуховыми анализаторами, идущими к коре больших полуша­рий головного мозга. В результате этого у детей понижается эмоцио­нальный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, нарушается осанка, ухудшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А значит, ослабляется организм в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий